Федор Попов, генеральный директор Продюсерского центра «ВГИК-Дебют», продюсер, режиссер, сценарист

– Госдума приняла закон о 100-процентной финансовой поддержке дебютных фильмов. Решение выстраданное и очень важное. И оно, несомненно, даст импульс дальнейшему развитию дебютного кино, и это очевидно.

Отмечу, что это решение не просто выстраданное, но еще и актуальное именно в современных условиях, когда мы говорим об импортозамещении, о развитии всего своего национального, отечественного. Особенно теперь, когда западные компании ушли с нашего рынка, и начинаются стенания о том, что будем делать, как же так, они закрывали 80% рынка. Так надо свой рынок развивать, надо развивать своего национального, отечественного производителя, который занимал всего 20 или 30 процентов ─ по разным оценкам ─ рынка кинопроката. Понятно, что эта ситуация была не очень правильной и довольно странной, когда наш отечественный прокат нам не принадлежал. Так что решение не просто актуальное, оно суперактуальное именно сегодня.

Надо отчетливо понимать, что в принципе финансирование дебютного кино – это не поиск какой-то сиюминутной выгоды, это не то, что «мы сегодня сняли, а завтра продадим и заработаем или компенсируем, или вернем свои затраты» ─ нет. Дебютное кино – это инвестиции в будущее, не только в будущее нашей киноиндустрии, нашего кинематографа, это инвестиции в будущее нашей страны. Потому что фильмы создаются кинематографистами, их десятки тысяч, может быть, сотни тысяч. А смотрят их десятки миллионов, а иногда и сто миллионов. Все смотрят фильмы: в кинотеатрах, в интернете, по телевизору, от мала до велика. Это огромный ресурс влияния, ресурс воспитания, ресурс образования, ресурс информации и так далее, а не только развлекательный. Через развлечение, через мягкую форму, через такую непринужденную форму кинематограф (как это давно было замечено ─ «самое важнейшее из всех искусств»), он оказывает невероятно мощное воздействие, по сути дела, на весь народ. Необходимо еще более активно и уверенно, и настойчиво развивать отечественный кинематограф, создавая для него все более и более благоприятные условия на – подчеркиваю! – своей территории.

Надо сказать, что в последние годы государство уделяет достаточно большое внимание поддержке дебютного кино, и мы во «ВГИК-Дебют» (ПРИМ. Продюсерский центр «ВГИК-Дебют» http://vgik-debut.com создан ВГИК им. С.А. Герасимова в 2011 году с целью поддержки и продвижения перспективных выпускников ВГИКа) особенно это чувствуем. При господдержке созданы яркие работы и открыты интересные, самобытные, перспективные режиссеры, операторы, сценаристы. Особенно последние 5-7 лет дали стране, даже и миру, наверное, таких ярких людей, как Рустам Ильясов с картиной «Вакантна жизнь шеф-повара», как Виталий Суслин, который снял уже три картины, и они все были призерами разных фестивалей – и российских, и западных. Одна из картин называлась «Дефиле», потом была «Голова. Два уха» и так далее. Иван Шахназаров с картиной «Рок», Александр Хант с картиной «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», Борис Акопов с картиной «Бык», Александр Цой с картиной «Когда она приходит», Григорий Коломийцев с картиной «Чупакабра» и многие другие.

Кстати, дебютное кино ─ это еще актеры, сценаристы, представители разных кинопрофессией, к примеру, операторы, такие как Никита Кармен, оператор картины «Когда она приходит», Глеб Филатов, оператор картины «Бык», Даниил Фомичев с картиной «Как Витька Чеснок…» и так далее. Некоторые из перечисленных людей уже стали мастерами, достаточно назвать Алексея Бородачева, автора сценария фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», который уже сегодня мастер во ВГИКе, уже учит, воспитывает новое поколение сценаристов. Александр Цой – не просто дебютант, но он и театральный педагог, и сценарист, и актер, и режиссер. Имена, которые я назвал, – вчерашние дебютанты, но завтра они, поверьте, будут уже мастерами и классиками.

Я очень надеюсь, что государство на этом не остановится, и это только первый закон, который даст такой импульс мощный развитию дебютного кино. Дальше, конечно, необходимы меры по поддержке этих картин в прокате, в продвижении. Очень важен рынок театральный, рынок кинопроката, и здесь необходимы дальнейшие меры по поддержке этих фильмов в прокате, чтобы они доходили до зрителя, чтобы они были не только уделом фестивальных зрителей, чтобы они радовали еще и массового зрителя. Это целый комплекс мер, и сейчас очень благоприятное, очень уместное, правильное время для того, чтобы принимать такие шаги. Очень многое изменилось, происходит передел многих вещей в мире, и я очень рассчитываю, я надеюсь, что в этом не одинок, и все наши дебютанты, вся молодежь ждет того, чтобы они могли получить больше возможностей для самореализации на благо наших зрителей, нашей Родины, нашего кинематографа.