Рустам Ильясов: «То, что я когда-то буду снимать кино, мне казалось нереальным»

 

В середине июня завершился съемочный период дебютной картины выпускника мастерской Игоря Масленникова Рустама Ильясова «Вакантна жизнь шеф-повара», ставшей первым игровым полнометражным проектом Продюсерского центра «ВГИК-Дебют». Продюсерами ленты выступают Владимир Малышев и Федор Попов.

 

Картина расскажет о 30-летнем Андрее Телегине, который решает необычно провести выходные дни. Воспол ьзовавшись услугой фирмы «Фотоателье» он собирается прожить жизнь другого человека. Подписав краткосрочный трехдневный контракт, Андрей попадает в жизнь шеф-повара и полностью занимает его место в обществе. Все идет как нельзя лучше, но ровно до того момента, как Андрей обнаруживает, что по контракту, взамен жизни повара отдал в аренду и свою собственную жизнь.

 

Корреспондент:  Вы выбрали для режиссерского дебюта свой же сценарий. Как давно вы написали сценарий?

 

Рустам Ильясов: Задумке где-то два года. Сценарий сначала выписывался, как дипломный короткометражный фильм. Но в короткий метр мы не укладывались, я на время оставил эту идею. А потом уже разложил эту историю в полный метр, вместе с Алексеем Захаровым мы дописали сценарий, когда отборочная комиссия «ВГИК-Дебют» предложила мне в числе прочих выпускников поучаствовать в питчинге. У нас все получилось, нам дали добро и вот мы запустились с этим проектом.

 

Корреспондент: Как появилась эта увлекательная история о «обмене жизнями»?

 

Рустам Ильясов:  Идея этой картины в принципе о месте человека в обществе, о том периоде, когда ты мучительно хочешь быть тем, кем в данный момент не являешься. Все хотят быть не такими, как все, быть особенным. Клод Лелуш на мастер-классе сказал, что Бог – это идеальный режиссер, создавший у каждого живущего в мире ощущение, что он играет главную роль.

 

Корреспондент:  У вас у самого было такое желание прожить чужую жизнь?

 

Рустам Ильясов: Знаете, я долго работал в офисе, зарабатывал деньги, чтобы оплачивать квартиру для того, чтобы было где жить, пока я работаю в офисе. Ну, в общем, как все. И то, что я когда-то буду снимать кино, мне казалось нереальным, несмотря на то, что я всегда этого хотел. Просто надо было поверить в себя в определенный момент. И хорошо, что это у меня получилось.

 

Корреспондент: Были ли какие-то фильмы, которые вдохновили вас на эту идею?

 

Рустам Ильясов: Много фильмов есть похожих по духу. Например, «Город Зеро» Карена Шахназарова или «Бойцовский клуб» – все по чуть-чуть. Это не означает прямого заимствования, но по некому общему духу и настроению мы, я думаю, пересечемся.

 

Корреспондент: А есть ли какие-то картины, которые повлияли на ваше желание стать режиссером?

 

Рустам Ильясов: Мне кажется, нет такого фильма, который мотивирует стать режиссером. Есть перманентное желание заниматься чем-то, даже когда еще не очень понимаешь, что это за профессия такая, а воспринимаешь ее, скорее, как тайну. А потом проходит время, и вот ты уже этим занимаешься, и реквизит опаздывает на час.

 

Корреспондент: Сейчас то, что вы делаете, соответствует вашему ожиданию?

 

Рустам Ильясов: Более чем. Я снимаю полнометражный фильм по своему сценарию, и в картине заняты прекрасные актеры.

 

Корреспондент: По поводу артистов. Насколько нам известно, изначально у вас был несколько другой кастинг. А буквально за три дня до съемок на главную роль был утвержден актер Петр Федоров.

 

Рустам Ильясов: У нас был хороший кастинг, мне очень повезло. С кем-то мы не сошлись по занятости, особенно с театральными актерами – из театра просто нельзя уйти на съемку и все бросить. Нам нужен был сильный герой, для того, чтобы было что ломать. И в Петре Федорове это есть, именно как в человеке – в нем есть постоянный поиск. Мы сразу позвали его на главную роль, ждали ответа, но он не отвечал, так как у него параллельно шли съемки. Меньше чем за неделю до начала съемок мы встретились, поговорили и нашли общий язык. И в итоге он стал исполнителем главной роли.

 

Корреспондент: Зато исполнитель роли сотрудника «Фотоателье» Виктор Вержбицкий появился сразу. Он снимался в ваших короткометражных картинах. Как складывается ваше сотрудничество?

 

Рустам Ильясов: Виктор Александрович для меня – по сути, второй мастер. Он научил меня многому, и я это ценю. Да, он уже снимался в моих картинах, и когда я ему предложил участие в этом проекте, мы обсудили сценарий, и он сразу же согласился. Он поверил в меня и вдохновил на создание «полного метра», за что я ему очень благодарен.

 

Корреспондент: Как вы считаете, ваш фильм – это, скорее, артхаус или жанровое кино?

 

Рустам Ильясов: Мы точно не планируем 20-минутные панорамы по степи, женщин в кокошниках и пьяных медведей. Мы просто хотим рассказать историю простым понятным языком.

 

Корреспондент: А есть ли у этой истории потенциальные зрители?

 

Рустам Ильясов: Мы писали историю, которую будет интересно смотреть. То есть, наша история скорее для широкого зрителя, хотя гарантировать, что ее увидят все 6 миллиардов, я не могу.  Мы начинаем рассказывать историю, как обычную, знакомую многим: он и она давно живут вместе, время страсти кажется уже прошло, но и жаловаться, пока не на что; жена уезжает на пару дней по делам, молодой человек остается наедине со своими страстями. Но то, что зритель увидит потом… Там будет много событий.

 

Рустам Ильясов и Федор Попов                       Рустам Ильясов                     Рустам Ильясов3